Aquatlantis.su

Подарки и поздравление
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роспись цветов заготовок 1 класс

Урок изобразительного искусства в 1-м классе по теме «Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца»

Разделы: МХК и ИЗО

Тема: “Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца”

  • познакомить с цветочными узорами в изделиях мастеров г. Городца;
  • закрепить уже имеющиеся знания об узоре, ритме, силуэте;
  • формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов Городецкой росписи;
  • обобщение знаний, полученных на уроках литературного чтения при изучении темы “Творчество русского народа”.

— познакомить с народными промыслами;
— отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Городецкой росписи.

— прививать интерес к изобразительному искусству;
— воспитывать любовь к прекрасному;
— уважение к творческому наследию русских мастеров.

— развивать навыки рисования кистью;
— развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.

— соблюдать правила работы с красками;
— выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз (физкультминутка).

Наглядность: произведения народных мастеров из Городца, Гжели, Хохломы, Дымково (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетка; мультимедийный проектор.

План проведения урока

2 Проверка готовности к уроку.

3. Сообщение темы урока.

4. Работа по теме урока.
4.1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели.
4.2. Хохломская роспись.
4.3.Дымковская игрушка.
4.4 Знакомство с Городецкой росписью.

6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.

7. Этапы выполнения рисунка.
7.1. Рисование силуэта цветка.
7.2. Определение центра цветка.
7.3. Рисование лепестков.
7.4. Оживка рисунка.

8. Практическая работа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. (Презентация. Слайд № 1).

2. Проверка готовности к уроку.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним принадлежности художника. (Презентация. Слайд № 2).

— Давайте вспомним правила, как нужно писать или работать красками.

    Чистой водичкой подготовить и смочить краски.
  1. Смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти.
  2. Ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции.
  3. В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой.
  4. По окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал.

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке я познакомлю вас с народными промыслами, мастера которых создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Вы научитесь рисовать главные элементы цветочного узора Городецкой росписи. (Презентация. Слайд № 10).

4. Работа по теме урока.

4.1. Ознакомление с творчеством народных мастеров Гжели, Хохломы, Дымково, Городца. (Презентация. Слайды № 11, 12).

ГЖЕЛЬ – это крупный керамический промысел. Неподалёку от Москвы расположены деревни Гжель, Речицы, Турыгино и другие, в которых уже более 150 лет создают знаменитые изделия. Издавна почти всё население деревень делало здесь гончарную посуду. Традиционными изделиями являются кувшины, блюда, молочники, масленки, чайники, чашки. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается?

Прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Посмотрите на эти изящные изделия, сделанные народными умельцами. В каждой вещи с необыкновенной фантазией легко варьируются букеты, гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях – целые пейзажи.

4.2. ХОХЛОМА. (Презентация. Слайды № 13, 14, 15).

Этот русский художественный промысел возник в 17-м веке в Нижегородской области. Удивительно “теплые” изделия Хохломы любят не только в России, но и во многих странах мира.

Хохломская роспись украшает деревянные подносы, ложки, половники, миски, шкатулки и даже детскую мебель – маленькие стульчики, скамеечки, столы.

В хохломской росписи можно увидеть завитки-травки; ягоды рябины, земляники, крыжовника; цветы; птиц с хвостами, похожими на цветы. Любимые цвета мастеров Хохломы – красный, чёрный и золотой. Изделия Хохломы словно светятся, поэтому иногда говорят – “золотая хохлома”.

4.3. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. (Презентация. Слайд № 16).

Дымковские игрушки известны во всем мире. Более 100 лет тому назад их впервые вылепили в городе Вятке (теперь Киров).

Это нарядные барыни, в расширяющихся колоколом юбках и высоких головных уборах. Петухи или индюки с пышными, как веер, хвостами; кони на устойчивых ножках, украшенные кругами. Баба, конь и птица – главные образы народных игрушек.

В долгие зимние вечера на фоне звездного неба из изб поднимался дымок от работы печей. В них мастера обжигали вылепленные из красной глины, но еще не расписанные игрушки.

После обжига в печи глиняные игрушки покрывали слоем мела, разведенного на молоке, а потом расписывали яркими красками – синей, желтой, оранжевой, малиновой и даже использовали для красоты золотую.

Орнамент на игрушках – разнообразные круги-горохи, полосочки, волнистые линии, клеточки.

4.4. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. (Презентация. Слайды № 17, 18).

На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодные. Среди населения развивались различные ремёсла. В Городце были и кузнецы, и пряльщики, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву; лес давал ценный материал.

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень. Одни вырезали ложки, другие точили миски, чашки, другие изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Хорошо родился на этой земле лён. Женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу. поэтому резчикам и живописцам хватало много работы.

Изделия расписывали растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки.

Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военно-политическую мощь России, так и художественный талант населявших народов.

Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Фабрики выпускают деревянную детскую мебель (столики, стулья), декоративные тарелки, игрушки. Роспись выполняется масляными красками по дереву и цветному фону мебели. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами.

Рассмотрим узоры на изделиях.

— Вспомните, как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет?

— Правильно. Мы с вами выполняли орнаменты, но из геометрических фигур. В Городецкой росписи чаще всего повторяется цветочный узор.

— Какие цветы повторяются?

(РОЗАН и КУПАВКА)

— Эти цветы называются розан и купавка. Они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

5. Физкультминутка.

Вот мы взяли краски в руки
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей
Ярких красок не жалей.

Это правда! Это правда!
Ну, чего же тут скрывать.
Дети любят, дети любят,
Дети любят рисовать.

На бумаге, на бумаге
На асфальте
На стекле
И в трамвае на окне.

6. Приёмы выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи.

— В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки.

Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Характерный цвет – красный, оранжевый, синий, другой – белила.

Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо.

Центр рисуют чистой краской без белил.

Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В Городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.

7. Этапы выполнения рисунка.

7.1. Рисование силуэта цветка.

Городецкую роспись лучше выполнять непрозрачной краской – гуашью. Несколькими движениями кистью определяем силуэт цветка в форме круга.

7.2. Определение центра цветка.

Чистой краской (не смешанной) рисуем центр цветка в виде круга. У розана центр – в середине цветка, у купавки он смещён влево или вправо.

7.3. Рисование лепестков.

Чистой краской рисуем лепестки цветов. Чтобы получить дужку красивой формы, её начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на кисть, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. КИСТЬ ДЕРЖИМ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО расписываемой поверхности.

7.4. Оживка рисунка.

Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки.

8. Практическая работа.

Задание: выполнить упражнения по рисованию элементов цветочного узора Городецкой росписи.

9. Итог урока.

9.1. Выставка работ учащихся.

9.2. Вопросы:

— Что нового узнали на уроке?
— Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
— В украшении, каких предметов можно увидеть розан и купавку?

Урок изобразительного искусства в 1 классе на тему «Мир полон украшений. Хохломская роспись»»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Урок изобразительного искусства в 1 классе «Школа России»

Тема: Мир полон украшений. «Роспись по дереву. Хохломская роспись».

Цель: познакомить с новым видом художественной деятельности и Мастером Украшения; развивать эстетический вкус, творческое воображение.

1.Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

2.Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

3.Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

4.Сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

2.Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

3.Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: карандаш, кисточка.

1.Отвечать на вопросы учителя;

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

3.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

4.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

4.Слушать и понимать речь других;

5.Работать в паре и группе.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Ресурсы: гуашь, набор кистей, альбом, учебник, ПК, проектор, экран.

Организация пространства: индивидуальная работа

I. Создание эмоционального настроя

Учитель. Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие во времени. Мы отправимся с вами в XVII в., чтобы открыть секрет: хохломской чудо-росписи.

Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских селах: Новопокровское, Семино, Кулигино, Разводино, Хрящу. Этой росписью занималось несколько десятков деревень. Но назвали эту роспись не новопокровской и не кулигинской, а хохломской. Как же это объяснить?

Нам предстоит сегодня об этом узнать. Закройте глазки и представьте себе, что мы на ярмарке в селе Хохлома, куда везут свой товар семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся миски да ложки жар-птицами по разным селам, деревням и городам.

Пока дети сидят с закрытыми глазами, учитель, во-первых, надевает кепку и подвязывает пояс. Желательно, чтобы на нем были надеты брюки и блузка навыпуск, чтобы получился костюм; во-вторых, выставляет на стол хохломскую посуду, а на доске открывает иллюстрации с хохломской посудой.

– Откройте глазки и посмотрите на мой стол и доску.

Учитель предлагает детям товар.

– Кому посуда для кашки, окрошки,
Чудо-блюдо да чашки и ложки!
А вы знаете, откуда посуда?

– Из Кулигинского села.

– А может, из Новопокровского.

У. К вам приехала сама золотая хохлома. Да, так и зовут по сей день расписную золотую утварь хохломской. Как вы думаете, почему?
Д. Все свои изделия мастера из разных сел привозили в село Хохлома. Так люди и стали называть их хохломскими.
У. Знаете ли вы, как началось это удивительное хохломское художество?
Д. Нет.
У. Существует такая легенда. Вам ее расскажет.

Ученик: Говорят давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавки сладил, посуду деревянную вырезал. Варил он себе пшенную кашу, да и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Птица жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой, и вся посуда стала такой же.
У. Спасибо. Очень интересную легенду ты рассказал. А на самом деле мастера писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Вот таким образом мастера золотили посуду.

II. Объяснение нового материала, практическая работа

У. Сегодня мы все станем мастерами и будем расписывать посуду. Но сначала надо научиться писать узоры. Ребята, рассмотрите внимательно посуду и иллюстрации. Какие вы заметили узоры?

Д. Клубника, малина, смородина, рябина, вишня, волнистые линии.

У. Замечательно, какие вы наблюдательные. Этот узор – волнистые линии – называется трава-мурава. Давайте попробуем написать рябину.

Возьмите свои листочки. (Дети берут желтую бумагу).

– Красную краску мы смешиваем с желтой.

– Берем с вами кисточки с алой краской и пишем кружочки.

– Теперь берем черную краску. Кончиком кисти пишем веточки. Нажимая кистью, пишем листочки.

Дети выполняют задание.

– Делаем оживку. Дети рисуют.

– А теперь мы будем писать брусничку. Ягоду пишем мазками.

– Пишем веточки и листочки, веточки кончиком кисти, а когда пишем листочки – нажимаем кисточкой. Делаем кончиком кисти оживку.

Дети выполняют узор.

– Следующий узор – клубника. Пишем клубнику так:

мазок слева, мазок справа,

пишем зернышки кончиком кисти.

Дети выполняют узор.

Далее учитель показывает, как пишутся малина, смородина и трава-мурава.

Конспект урока ИЗО в 1 классе с презентацией. Хохлома

Наглядно-демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд: Изделия с хохломской росписью. Платок. Произведения декоративно-прикладного искусства (Гжель, Городец, Дымково и др.)

Оборудование: Гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка

Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят представление о хохломском промысле; узнают суть понятий «ритм», «орнамент», из чего составлен орнамент хохломских изделий, правила создания композиции узора; научатся составлять орнамент хохломского узора, рисовать композицию узора для определенного изделия с учетом его конфигурации, рисовать гуашью
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве

Орнамент, в который кроме травки включены ягоды, листочки, цветы, имеет названия «под ягодку», «под листок». Несмотря на строгие правила, у художника все равно остается большое пространство для фантазии.

Физкультминутка
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево–вправо разведу.
И, как птица, полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо – побегу, все на свете я смогу!
III. Творческая практическая деятельность
Организация рабочего места.Составление композиции
Контролирую действия учащихся в процессе практической работы – правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, корректирую действия, оказываю консультативную помощь.

– На ваших столах лежат шаблоны ложек, а вы мастера росписи.
— Нарисуйте узор для украшения хохломской ложки, соблюдая этапы росписи Хохломы. Слайд 11-12/

IV. Итог урока.
Рефлексия
Обобщение сведений, оценивание результатов работы
Организую выставку работ и обсуждение рисунков с целью выявления лучшей работы, а также беседу по вопросам

— Что нового узнали на уроке?
— Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
— Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали?
-Как вы оцениваете свой рисунок?
-Какое настроение у вас сейчас?
– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими .Что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало долгие годы?
(Нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу
– Наши руки могут многое. Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как бьются наши сердца.)
– Мое сердце большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», «У тебя большое сердце».
Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки. Спасибо за вашу работу!
Слайд 13

Изобразительное искусство. 1 класс

Конспект урока

Изобразительное искусство. 1 класс.

Урок № 3 «Орнамент народов России. Хохлома»

  1. Что такое роспись по дереву?
  2. Что такое Хохломская роспись?
  3. Какие основные цвета Хохломы?
  4. Какие существуют виды письма?
  5. Что такое ритм в орнаменте?
  6. Как правильно нарисовать травный орнамент?

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Роспись по дереву это самый популярный вид декоративно-прикладного искусства и неотъемлемая часть русской культуры.

Художественная роспись по дереву «Хохлома» — самая популярная в нашей стране.

Зародилась эта замечательная роспись в селе Хохлома Нижегородской области, в семнадцатом веке.

Посмотрите, какие изящные, аккуратные узоры украшают хохломские изделия. Народные мастера называют их ласково: «травинка», «цветочек» и «ягодка».

Изделия Хохломской росписи, выполненные народными мастерами, отражают особую прелесть цветущих трав России.

Основные цвета, используемые в росписи – черный, красный и золотой.

Мелкие детали, такие как усики и точки, мастера прорабатывают желтым или зеленым цветом.

Существует два вида хохломской росписи: фоновое и верховое письмо.

Фоновое письмо делится на два подвида:

— «Под фон». Этот вид считается самым сложным.

— «Кудрина», получивший название благодаря своему сходству с кудрями.

Верховое письмо имеет три подвида «Под ягодку», «Пряник» и «Травка»

В хохломском орнаменте равномерно чередуются разные элементы: травки, ягодки, листочки. Такое чередование называется «ритм».

В основе узора — изображение волнистой линии. Внутри нее обычно размещают ягодки, а на гребне — листочки.

Тезаурус основных понятий:

Ритм – равномерное чередование каких-либо элементов в узоре изделия

Хохлома – народный промысел росписи по дереву

Выберите правильный ответ.

_____________ орнамент состоит из различной формы травинок, каждая из которых имеет свое название, а именно: «Травинка», «Капелька», «Усик», «Завиток», «Кустик».

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Правильный ответ: Травный

Травный орнамент состоит из различной формы травинок, каждая из которых имеет свое название, а именно: «Травинка», «Капелька», «Усик», «Завиток», «Кустик».

Найдите слова, соответствующие теме урока.

Вопрос 1 – Вид фонового письма.

Вопрос 2 — Как иначе можно назвать Хохломской узор?

Вопрос 3- На что похожа Хохломская роспись?

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Вопрос 1 – Вид фонового письма. Ответ: кудрина

Вопрос 2 — Как иначе можно назвать Хохломской узор? Ответ: орнамент

Вопрос 3- На что похожа Хохломская роспись? Ответ: травка

Обязательная литература и дополнительная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 160 с.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 1 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 48 с.

Читать еще:  Изготовление объемных цветов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector