Aquatlantis.su

Подарки и поздравление
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий на 4 ноября день народного единства

Сценарий к 4 ноября – дню народного единства!
материал на тему

Воспитание интереса к истории Государства, воспитание чувства патриотизма, знакомство с историческими событиями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сценарий к 4 ноября – дню народного единства!

Литературно-исторический вечер, посвященный периоду Смутного времени и освобождению Москвы.

  • воспитание интереса к истории государства, уважительного отношения к историческим решениям и личностям;
  • воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества;
  • знакомство обучающихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа.

Целевая аудитория: учащиеся 5-9классов.
Ход мероприятия.
Ведущий 1 . С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.

Ведущий 2. День народного единства – праздник, который может сплотить россиян. Ведь именно 4 ноября 1612года два русских героя Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский вместе с созданным ими ополчением выгнали из Московского Кремля польских захватчиков. Это событие считается окончанием периода Смутного времени. А начиналось все так…

Ведущий 1 . В 1598году в Москве умирает последний царь династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царь Федор. Он мало уделял внимания государственным делам, управление страной находилось в руках боярина Бориса Годунова.

Ведущий 2 . После смерти царя Федора Борис Годунов добился избрания его на царство.. первые два года его правления были спокойными, но затем в России случился неурожай. Огромные толпы голодных и озлобленных людей только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.

Чтец: В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселяя.

Константин Бальмонт. Предание

Ведущий 1. В своем произведении поэт говорит об еще одном сыне Ивана Грозного – царевиче Дмитрии. Но настоящий царевич был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Многие на Руси поверили в легенду о царском происхождении обманщика и встали на его сторону.
Ведущий 2. Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол. Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «новый царь Дмитрий» не хочет соблюдать русские обычаи. Терпение народа было переполнено, когда на свадьбу царя с католичкой Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и оскорблявшие москвичей.

Ведущий 1. Царем Лжедмитрий был меньше года. В ночь на 17 мая 1606года жители Москвы бросились громить дворы, где жили поляки, ворвались в покои самого царя и убили его. Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский, которого впоследствии и выбрали новым царем. Через год в России вновь появились слухи о самозванце, на сей раз речь шла о Лжедмитрии Втором.
Ведущий 2. Василий Шуйский тоже недолго пробыл царем. В 1610году его свергли с трона и заставили постричься в монахи. В этом же году был убит и Лжедмитрий Второй. Страна вновь лишилась правителя, власть оказалась в руках бояр. В народе эту власть назвали «Семибоярщина». Чтобы избавиться от угрозы польского, а затем и шведского завоевания Семибоярщина решила возвести на престол сына польского короля – Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь на 21 сентября 1610 года открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон.
Ведущий 1. В ясное сентябрьское утро 1611года в Нижнем Новгороде на центральной площади собралось множество народа
Чтец: Друзья и братья! Русь святая гибнет!

Друзья и братья! Православной вере,

В которой мы родились и крестились,

Конечная погибель предстоит.

Святители, молитвенники наши,

О помощи взывают, молят слезно.

Вы слышали их слезное прошенье!

Поможем, братья, родине святой!

Что ж! Разве в нас сердца окаменели?

Не все ль мы дети матери одной?

Не все ль мы братья от одной купели?
Ведущий 1. С таким воззванием обратился к народу купец Кузьма Минин.

Чтец: Что мешкать даром

Время нас не ждет!

Нет дела ратного без воеводы:

Изыщем, братия, честного мужа,

Которому то дело за обычай,

Вести к Москве и земским делом править.

Кто будет воеводой?

Пожарского избрали мы

Ему и править нами. Глас народа –

Глас Божий. Выборных людей пошлем.

Просить и кланяться,

чтоб шел к нам наспех.

Историческая справка. Год рождения Кузьмы Минина неизвестен. Он был торговец мясом из Нижнего Новгорода и не особенно выделялся из посадских людей. В начале сентября 1611года его избрали главным человеком в городе – земским старостой. Ему было лет 45-50. Был он не грамотный, умел считать, но читать и писать не мог. В дальнейшем все документы за него подписывал князь Дмитрий Пожарский.

Историческая справка. Дмитрий Пожарский родился в 1578году. Происходил он из старинного княжеского рода, который, однако, не играл видной роли в государственных делах. Дмитрий получил военную подготовку, любил читать, был набожен. Он рано начал служить, и в 1610 году был назначен воеводой в город Зарайск. Про него говорили «что не было на нем никакой неправды». Осенью 1611года князь примкнул к первому Ополчению Прокопия Ляпунова и в боях за Москву был ранен. Он долго лечился и оправился от ран как раз к тому времени, когда к нему прибыли гонцы из Нижнего Новгорода.

Ведущий 2. В марте 1612 года отряды Второго Ополчения возглавляемые Мининым и Пожарским направились к Москве. Жители всех городов на пути к Москве с радостью встречали воинов; отдавали им собранные средства, мужчины вступали в ряды ополченцев. В августе Минин и Пожарский со своими отрядами подошли к Москве. Там к ним присоединилось казацкое войско Дмитрия Трубецкого, участника Первого ополчения.

Ведущий 1 . Но и засевшие в Кремле поляки не собирались сдаваться. К ним на помощь двигалось большое войско литовского гетмана Ходкевича. 24 августа состоялось решающее сражение Второго Ополчения с гетманским войском.

Чтец: Враги бегут, покинувши обозы.

Остановить погоню! С нас довольно

На этот день одной победы. Можем

Поспешностью испортить наше дело,

И наша радость обратится в скорбь

Теперь Москва у нас в руках.

Истомлены трудом, сиденьем долгим,

Болезнями и хлебным оскуденьем,

Голодные враги со стен глядели

На гетмана и чаяли подмоги

И ратными, и коренным запасом.

На их глазах мы гетмана разбили.

В Кремле сидеть им далее нельзя,

Иль умирай голодной смертью.

Увидим мы московские соборы –

И совершится очищение Руси от недругов.

Ведущий 2 . Началась осада Кремля. 15 сентября Пожарский послал полякам письмо, убеждая сдаться и общая отпустить на родину весь гарнизон, но осажденные продолжали сопротивление. Но голод и болезни взяли свое, 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляки оставили Китай-город. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633году. Тем временем остатки польских войск 26 октября, бросая оружие на землю, стали сами выходить из осажденной крепости.

Ведущий 1. 21 декабря 1612года «Совет всея Земли» разослал по русским городам грамоты с известием об окончательном избавлении Москвы от поляков. А в феврале 1613 года собрался Земский собор, на нем было предложено выбрать нового царя – 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Этим событием было положено окончание Смуты, принесшей немало горестей русскому народу.

Историческая справка: В 1616 скончался Кузьма Минин, он был похоронен в родном Нижнем Новгороде. Дмитрий Пожарский намного пережил друга по ополчению. В 1642году он умер и был похоронен в городе Суздале.

Ведущий 2. Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает ее сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому. Памятник выполнен по проекту скульптора Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

Ведущий 1. На гранитном основании два барельефа: на одном – сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом – бегство поляков из Москвы. Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818года».

Читать еще:  Сценарий день рождения 70 лет мужчине

Ведущий 2. Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для учащихся начальной школы посвящённая празднику 4 ноября-день народного единства.

Углубить знания детей , воспитывать в детях чувство патриотизма, стремление к единению.

Сценарий общешкольной линейки.

Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе или во внеклассной работе.

Этот классный час, посвященный Дню народного единства и освободителям нашей земли от иноземных захватчиков Минину и Пожарскому, с презентацией может облегчить подготовку учителя к соответствующему уро.

Материал может быть полезен на внеклассных мероприятиях и классных часах.

Сценарий и презентация к празднику «4 ноября. День народного единства».

Сценарий праздника на День народного единства: «4 ноября — День народного единства и примирения»

Материально-техническое обеспечение классного часа: компьютер (ноутбук), проектор, экран, презентация.

Цель классного часа:

  • знакомство обучающихся с историческими корнями праздника, посвященного дню народного единства;
  • воспитание гражданских, патриотических чувств у обучающихся, гордости за подвиги;
  • формирование чувства сопричастности к истории своей страны, наших отцов; ощущения себя частицей всего народа.

Ход классного часа

Учитель: Ребята, кто из вас знает, какой праздник отмечает народ России 4 ноября?

Учащиеся: Высказывают предположения, дают ответ.

Учитель: 4 ноября вся наша страна отмечает праздник «День народного единства» (Слайд 1). Перенесемся на 400 лет назад.

– Этот праздник России, посвящен событиям далекой истории нашей Родины. В 1612 году под предводительством Минина и Пожарского была освобождена Москва. Россия стала независимой и единой благодаря объединению своего народа (Слайд 2).

– Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами. Желание спасти уже погибавшую Россию появилось у простого человека, не имевшего никаких средств совершить такое чудо. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского (Слайд 3). Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. 1649 году 4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года. С 2005 года снова восстановлено его празднование.

– В самые трудные моменты истории нашей Родины единение всех народов помогало отстоять свободу и независимость нашего Отечества (Слайд 4).

– День народного единства является также праздником добра, днем заботы о людях (Слайд 5)

– Сегодня среди нас живут нуждающиеся в помощи люди (Слайд 6). Нашей заботы и поддержки ждут инвалиды, дети – сироты, жертвы стихийных бедствий, больные и одинокие люди. И мы должны спешить к ним на помощь в первую очередь. Добрый совет, неподдельное внимание и протянутая от чистого сердца рука помощи не могут быть лишними ни для кого: будь то пожилой человек или ребенок, страждущий или полный сил и здоровья.

– В единстве — наша сила (Слайд 6):

Главное – вместе!
Главное – дружно
Главное – с сердцем,
горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!

Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября «День народного единства»

Оформление зала: на авансцене справа – флаг РФ стандартного размера, рядом на боковой кулисе – герб РФ. На левой части задника сцены – экран для демонстрации компьютерных слайдов.

До начала концерта в фойе и в зале звучит музыка к операм Глинки “Жизнь за царя” и Мусоргского “Борис Годунов”; на экране меняются картины русских пейзажей.

Оборудование: компьютер, слайды, музыкальные фонограммы, государственная символика РФ, икона Казанской богоматери.

Концерт начинается со звучания Гимна РФ в записи хора. На экране – карта РФ.

Все зрители встают, поют вместе с хором.

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!

Входят двое ведущих

I ведущий: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

Те, кто высказывают какие-то сомнения относительно уместности нового праздника, недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси.

Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польско-шведской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.

На экране – картина Чистякова “Смутное время”

II ведущий: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

I ведущий: Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом – предательство. Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве.

II ведущий: Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть, самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. И вот в этот момент только Патриарх Иов, обычно изображаемый человеком слабым, только он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь неустанно свидетельствовала об истине. И ни Патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый, как кремень, Патриарх Гермоген не были сломлены.

I ведущий: И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

II ведущий: И тем не менее нашлись здоровые силы – и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение. Ведь уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

На экране фото Алексея II

I ведущий: “Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть”.Это цитата нынешнего патриарха Всея Руси Алексия II.

II ведущий: Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Причем не от интервенции польской, а от внутреннего разложения.

Выходят следующие трое участников, поют под музыкальную фонограмму

1 куплет песни из к/ф “Офицеры”.

На экране – портреты Минина, Пожарского, патриарха Гермогена, Сусанина

От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой
Только громкая доблесть их
Поселилась в сердцах живых
Этот вечный огонь,
Нам завещанный от них,
Мы в груди храним.

Читать еще:  Сценарий дня рождения дома

Включается фонограмма: Д.Верди – фрагмент из увертюры к опере “Сила судьбы”, М.Мусоргский симфоническая фантазия “Ночь на Лысой горе”.

Под звучание тревожной мелодии участники читают поэму Т.Павлюченко “Русская смута”

Опять над Родиной пожаров дым,
Опять война, разруха, голод
И вражье поругание святынь.
. казалось: русский дух расколот.

Народ расколот. Сильной власти нет.
Род, Рюриком зачатый, канул в лету.
Царь Годунов хотел спасти от бед
Страну, предателей призвать к ответу.
Но. умер неожиданно

Лжедмитрий – бывший русский инок,
Что веру православную предал,
Наверно, всё же богом был покинут,
Коль душу церкви католической отдал.

Лжецарь – в Москве, в Москве – поляки,
Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,
На церкви русские начав атаки:
Святых иконы – в грязь, к своим ногам.

В год жуткий вновь нет единенья
Среди бояр, средь именитых казаков.
Когда ж в народе кончится терпенье?
Когда ж он будет к битве с ворогом готов?

Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута.
Боярин Шуйский быстро занял трон.
Зовет на помощь шведов он. Покуда
Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?

Он – новый претендент на царство.
Любым путём пришёл занять престол.
Но в Тушине, как и в Москве, нет братства.
Войска Лжедмитрия — на воре – вор

Насильно принял Шуйский постриг:
С престола – вон, подальше – в монастырь.
Опять вопрос о власти острый:
Стране – державной быть. Или. пустырь?!

Московская бояр верхушка
Опять впустила польские отряды
Российский трон для них – игрушка:
“Царём – Владислава нам надо”.

Боярами был договор составлен,
Что церкви католической не быть,
Владиславу – не быть самодержавным,
В Москве Владиславу – по-русски жить.

Но Сигизмунд – монарх коварный –
Отец Владислава – поляк –
За власть он в бой вступил неправый,
Коль сын согласен править так.

Осталась церковь лишь единой,
Молилась за Россию ночь и день.
“Сбирайтесь, россияне, воедино” –
Призвал из заточенья Гермоген.

Призыв пришёл нижегородцам,
Где гнев копился много лет:
Предательством бояр копилось недовольство,
Тем, что свободы у России нет.

Что нет конца проклятой Смуты,
Руси – не быть на карте мира
Готовят ляхи русским путы –
Уже готово вороньё для пира.

Поволжские татары принесли
Икону Богородицы Казанской.
Лик той заступницы земли
Взывал к народу: “Русь спасайте!”

Возможен внос иконы Богородицы Казанской.

На экране – картина Маковского “Возвышение Минина к нижегородцам”

Народ собрал торговец Минин,
Душа которого давно горела
Обидой, болью за Россию:
“Победа Родины – святое дело”.

Пожарский Дмитрий – воевода, князь,
Уже известный битвами с врагами,
Народом избранный, народу поклонясь:
“Полякам не топтать Москву ногами”.

Здесь русские, мордва, татары
Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю.

Заканчивается звучание фонограммы колокольным звоном

На сцене ведущие

I ведущий: Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев. Духовным стимулом освобождения была икона Казанской богоматери. Осенью 1612 года ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады, во время которой не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.

На экране высвечивается иллюстрация к книге Рылеева “Иван Сусанин” “Любовью к родине дыша”

II ведущий: В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.

Инсценирование поэмы К. Рылеева “Иван Сусанин” на фоне музыкальной фонограммы (фрагмент оперы М.Глинки “Жизнь за царя”). На экране иллюстрация из книги К. Рылеева “Любовью к Родине дыша”.

Действующие лица:

    Чтец.
  1. И.Сусанин.
  2. Поляки (3–4 человека).

Поляк: Куда ты ведёшь нас. не видно ни зги, –

Чтец: Сусанину с сердцем вскричали враги.

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.

Поляк: Куда ты завёл нас?”

Чтец: лях старый вскричал

Сусанин “Туда, куда нужно,

Чтец: Сусанин сказал

Убейте, замучьте, – моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!

Чтец: закричали враги, закипев.

Поляки: “Умрёшь под мечами”.

“Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело.
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь”.

Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.

Поляк: “Погибни, предатель! Конец твой настал!”

И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила.

На экране – миниатюра “Избрание Михаила Романова на царство”

I ведущий: После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари – самозванцы. Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь|.

II ведущий: Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как исстари повелось, к святому делу – возрождению. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало ее силу. Начало семнадцатого года возвестило эру национального освобождения.

На экране слайд – памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и памятник Сусанину в Костроме

Участники исполняют песню:

(Музыка и слова М. Ножкина) под музыкальную фонограмму

На экране во время исполнения песни карта РФ на экране сменяется картинками русских пейзажей

Содержание демонстрационного материала (компьютерных слайдов).

  1. Карта РФ.
  2. Государственная символика РФ.
  3. Фото патриарха всея Руси Алексия из газеты “Труд”. 11.2005 г.
  4. Борис Годунов фрагмент росписи Московского кремля.
  5. Л. Килиан. Лжедмитрий 1.
  6. К. Вениг. Последние минуты Самозванца.
  7. П.Чистяков. Смутное время.
  8. К. Маковский. Воззвание К.Минина к нижегородцам.
  9. Иван Сусанин – иллюстрация к книге К.Рылеева “ Любовью к Родине дыша”.
  10. Н.Лавинский. Памятник И.Сусанину в Костроме.
  11. Миниатюра из книги “Избрание Михаила Романова на царство”.
  12. Иллюстрация к книге “Царство людей”.
  13. Бояре. Учебник Ворожейкиной “Рассказы по родной истории”.

1. К. Рылеев “Любовью к Родине дыша”.

2. Патриарх Всея Руси Алексий II. Статья “Праздник спасения страны”, газета “Труд”, ноябрь 2005 год.

3. Т.М. Павлюченко “Русская Смута”. Неопубликованная поэма, пос. Октябрьский, 2005 год.

Сценарий праздника к Дню народного единства для детей младшего школьного возраста

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас праздник, который посвящён нашей Родине. Совсем скоро, 4 ноября, вся Россия отмечает праздник «День народного единства».

Этот праздник совсем молодой, ему всего 9 лет. Но это не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.
Послушайте одну историю. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели- бояре (знатные богачи). Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам). Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
В Нижнем Новгороде в это время жил торговец Минин. Он был честным и добропорядочным человеком и люди выбрали его старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». Жители Нижнего Новгорода начали собираться вместе и решали, откуда взять людей и средства для борьбы с врагами. По совету Минина люди стали давать «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, для снаряжения войска. По его же совету выбрали вождем войска князя Дмитрия Пожарского.

Скоро и другие города примкнули к Новгородцам. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть.

Читать еще:  Сценарий ко дню единства народов

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны
.

Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Ребёнок:
Люди, нация, народ —
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города —
Мы — великая страна!

1.Ребёнок:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
2.Ребёнок:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
3.Ребёнок:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
4.Ребёнок:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!
Исполняется хором песня «Моя Россия».

Ведущий:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. «Что же такое Родина? » И об этом нам расскажут ребята в своих стихах.

Родина

1.Ребёнок:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.Ребёнок:

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
3.Ребёнок:
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Ведущий:
Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой? Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Символы страны- это отличительные знаки с помощью которых можно понять принадлежность к стране. Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн).

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. На нашем Российском гербе изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.
(Александр Трифонов)

Ведущий:
Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монете — копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Ведущий:
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии.
1 версия -это единство моря, земли и неба.
2 версия – это содружество трёх славянских народов.
3 версия –белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
4 версия- белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

О Флаге Российской Федерации
Красно — сине — белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
Самый верхний – белый цвет –
Неба чистого привет.
Пусть над нами будет ясно!
Каждый день будет прекрасным!

Ведущий:
Гимн Российской Федерации– символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы их хорошо знаете (дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.).
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. — Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).
А сейчас мы послушаем Гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Звучит отрывок Гимна.

Гимн России и я
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.

И мне особенно приятно,
Что автор пламенных стихов
Любимый мной невероятно
Поэт наш детский — Михалков.

Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.

Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.

Я не сменю на заграничье
Природы нашей чистоту.
Меня поддержат стаи птичьи —
Я здесь родилась и расту.
(Рудольф Доронов)

Ведущий:
У каждой страны есть кроме символов и главный город- столица. Назовите столицу России (Москва).

Москва
Россия — необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но очень много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!

Ведущий:
В каждой стране есть главный человек- президент. Назовите нашего Российского президента.

Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Ведущий:
О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину.

Рисунок
На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке Мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.
(П. Синявский )

Ведущий:
Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.
Танец в русских нарядах «Светит месяц, светит ясный»

1 ребёнок:
Ты мой брат и я твой брат
Вместе это сила!
Каждый должен это знать —
Дружба победила!
2 ребёнок:
С днем единства вас друзья
Счастья и удачи!
Что бы дружба век жила!
Так, а не иначе!
3 ребёнок:
Потому что вместе мы —
Это жизни сила!
Обойдет чума войны
Если мы едины!
4 ребёнок:
Наша матушка Россия как и прежде станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Вместе: Славься, гордая отчизна!

Призывная
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
( Наталья Майданик)

Ведущий:
Ребята, сегодня вы больше узнали о Дне Народного Единства, о нашей Родине- России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector